Filter Reactors

Dry filter reactors are manufactured by KPM, LLC based on the technology that has proven itself in manufacture of current-limiting reactors.

Intended Purpose

The necessity in balancing the reactive power and voltage across the consumer power substation busbars lead to wide use of capacitors. Resistance of such batteries is inversely proportional to the voltage frequency .

During any transient processes in an electrical network, transient components appear. These components are the power system response to changes. Unlike the forced components, the transient ones may have any oscillation frequency or may be aperiodic. Forced oscillations are oscillations with the mains frequency — in Russia it is 50 Hz.

During a transient process, the frequency content in circuits with capacitors changes — energy is re-distributed towards the high-frequency oscillations range, where resistance of capacitors is less than that for commercial-frequency oscillations. This poses a threat to the electrical network, since supercurrents may occur. Such supercurrents might lead to overheating and failure of capacitors and other circuit elements.

The usual method of the actual shape of current and voltage waveforms analysis is Fourier transform of complex waves. The Fourier transform represents the distortions as sine waveforms with frequencies being multiples of the commercial frequency (50 Hz, 100 Hz, 150 Hz, etc.) — the so-called high-order harmonics. That is why, expression "high-order harmonics" is frequently used, although, in general, distortion of current and voltage waveform in transient states is referred to.

Traditionally, other sources of high-order harmonics are feeders of railway, subway and municipal transport overhead contact systems. This is due to the operating regime which, as a rule, implies regeneration of current during braking of electrical transport.

The source of high-order harmonics may also be represented by most common devices in electrical networks — transformers and reactors with ferromagnetic cores, electric motors and generators. If they are overloaded (overexcited), their current-voltage diagram becomes explicitly nonlinear, which leads to appearance of the 5th, 7th and higher harmonics.

Current electrical systems are characterized by high percentage of nonlinear loads — electrical apparatuses and machinery with nonlinear current-voltage diagrams. For example, devices based on power electronics (thyristors, IGBTs, etc.) belong to this group of loads — rectifiers, softstarters, variable-frequency drives, static power supply units, etc. Their application is determined by the requirements to modern electrical devices — their high controllability, lower power consumption. Use of power electronics causes disturbances in electrical networks. An AC network starts having dead times, sharp edges ("spikes") of electrical quantities. All of it might require use of filter reactors.

Filter reactors are also required when devices rarely occurring in the Russian Federation are connected to the network: HVDC inserts and lines and SVC/STATCOM devices — static thyristor compensators of reactive power.

In many cases, appearance of high-order harmonics in the network is inevitable. But their presence is considered destructive and undesirable:

  • All electric machinery and apparatuses are designed to be fed with alternating electric current with commercial frequency. As a minimum, high-order sinusoidal components cannot be effectively used by such devices, and as a maximum, they might cause equipment failure.
  • Flow of high-frequency currents causes waste of electrical power. Leak currents and losses rise.
  • High-frequency currents may lead to local overheating of equipment and insulation, to their accelerated ageing.

Power-line filters are used to protect capacitors and other elements of the network against high-order harmonics. A simplest power-line filter consists of a single element — filter reactor. If it is necessary to ensure additional limiting of currents, such filter shall include resistors. If it is necessary to limit surge overvoltages, there shall be insulation coordination means — nonlinear overvoltage suppressors (OVS).

The operating principle of a power-line filter is based on the fact that the reactor is essentially an inductance coil. An inductance coil is characterized by direct correlation between its resistance and frequency of current flowing through it . Thus, the higher the frequency of the harmonics, the more the reactor impedes and attenuates them.

Power-line filters and filter reactors are connected to an electrical network in series and/or in parallel with sources of high-order harmonics. Selection of the power-line filter connection configuration and its parameters depends on the network characteristics and peculiarities of the high-order harmonic sources. The basis for selection shall be the design calculation for the respective part of the network.

Design

Design of filter reactors is similar to that of current-limiting reactors manufactured by KPM, LLC. Filter reactors have the characteristics adapted to their application conditions — reinforced insulation.

The most important design features of a KPM, LLC reactor are:

  • The reactor is a solid construction, its base and main load-bearing element are represented by the reactor winding itself. The winding needs no support framework or other elements to ensure extra strength.
  • All metal parts of the reactor are under the same voltage as its winding. Absence of significant potential drops inside the reactor minimizes the probability of its internal damage. E. g., breakdowns between the layers, breakdowns between the cross-piece and winding, etc.
  • Secondary elements of the reactor (rods, bindings) are made of fully nonmagnetic materials that have no electrical conductivity. This fully prevents their interaction with the magnetic field of the reactor. Since such elements are secondary, their strength is many times greater than the loads applied to them in the process of operation.
  • The reactor has absolutely no dismountable mechanical connections (such as screw-and-nut connections, etc.). This ensures highest strength, durability and reliability of the whole structure; prevents the necessity in maintenance of mechanical connections in the process of operations.
  • All electrical connections are made by soldering (welding), which prevents their heating, deterioration of contact joints, minimizes the losses.
  • The reactor does not contain any liquids and highly flammable materials, it cannot be a source of fire and is explosion-proof. The reactor is designed for long-term maintenance-free service.
  • Presence of vertical and horizontal through channels between the windings ensures reliable natural cooling of the reactor.

Фильтровые реакторы

Сухие фильтровые реакторы производятся ООО «КПМ» на основе технологии, хорошо себя зарекомендовавшей при производстве токоограничивающих реакторов.

Назначение

Необходимость обеспечения баланса реактивной мощности и напряжения на шинах подстанций потребителей привела к широкому использованию конденсаторных батарей. Сопротивление таких батарей обратно пропорционально частоте напряжения .

При любых переходных процессах в электрической сети возникают свободные составляющие, которые представляют собой реакцию элементов энергосистемы на изменения. Свободные составляющие, в отличие от вынужденных, могут иметь любую частоту колебаний или быть апериодическими. Вынужденные колебания — это колебания с частотой сети — в России 50 Гц.

Во время переходного процесса в цепях с конденсаторными батареями происходит изменение состава частот — энергия перераспределяется в область колебаний высоких частот, где сопротивление конденсаторных батарей ниже, чем для колебаний промышленной частоты. Это опасно для электрической сети, поскольку возникает возможность протекания сверхтоков. Которые могут вести к перегреву и выходу из строя конденсаторов и других элементов сети.

При анализе реальной формы кривой токов и напряжений обычным методом является аналитическое разложение сигнала сложной формы в ряд Фурье. В котором искажения представляются в виде синусоидальных сигналов с частотами, кратными промышленной частоте (50 Гц, 100 Гц, 150 Гц и т.д.) - так называемых высших гармоник. Поэтому часто используется выражение "высшие гармоники", хотя в общем случае речь идёт об искажении формы кривой токов и напряжений в переходных режимах.

Другими источниками высших гармоник традиционно являются фидеры контактной сети железных дорог, метрополитена и городского транспорта. Это связано с режимом работы, который, как правило, предполагает рекуперацию энергии в сеть при торможении электрофицированного транспорта.

Источником высших гармоник могут служить и самые обычные устройства электрической сети — трансформаторы и реакторы с ферромагнитным сердечником, электрические двигатели и генераторы. При их перегрузке (перевозбуждении), их вольт-амперная характеристика становится выраженно нелинейной, что приводит к появлению 5-й, 7-й и более высоких гармоник.

Современные электрические системы характеризуются большим процентом нелинейной нагрузки — электрических аппаратов и машин, имеющих нелинейные вольт-амперные характеристики. К таковым, например, относятся устройства на базе силовой электроники (тиристоров, IGBT-транзисторов и др.) — выпрямительные аппараты, устройства плавного пуска, частотно-регулируемые привода, импульсные блоки питания и т.д. Их применение обусловлено требованиями к современным электрическим устройствам — их повышенной управляемости, снижению энергопотребления. Применение силовой электроники ведёт к возмущениям в электрической сети. В сети переменного тока возникают бестоковые паузы, крутые фронты ("скачки") электрических величин. Всё это может потребовать использования фильтровых реакторов.

Фильтровые реакторы требуются и при подключении в сеть малораспространённых в Российской Федерации устройств: вставок и линий постоянного тока высокого напряжения (HVDC) и устройств типа SVC/STATCOM — статических тиристорных компенсаторов реактивной мощности.

Появление высших гармоник в сети  во многих случаях неизбежно. Но их наличие в сети является деструктивным и нежелательным:

  • Все электрические машины и аппараты рассчитаны на использование переменного электрического тока промышленной частоты. Высшие гармонические составляющие как минимум не могут быть использованы ими в полезных целях, а как максимум могут привести к выходу из строя.
  • Протекание токов высокой частоты приводит к бесполезной трате электрической энергии. Растут токи утечки, потери.
  • Токи высокой частоты могут вести к локальным перегревам оборудования и изоляции, к их ускоренному старению.

Для защиты конденсаторных батарей и других элементов сети от высших гармоник применяются сетевые фильтры. Простейший сетевой фильтр состоит из единственного элемента — фильтрового реактора. При необходимости дополнительного ограничения токов в состав фильтра входят резисторы. При необходимости ограничения импульсных перенапряжений должны предусматриваться средства координации изоляции — нелинейные ограничители перенапряжений (ОПН).

Принцип действия сетевого фильтра основан на том, что реактор является катушкой индуктивности. Свойством катушки индуктивности является прямая зависимость её сопротивления от частоты протекающего тока . Таким образом, чем выше частота гармоник, тем больше они задерживаются и ослабляются реактором.

Сетевые фильтры и фильтровые реакторы включаются в электрическую сеть последовательно и/или параллельно с источниками высших гармоник. Выбор схемы включения фильтра и его параметров зависят от характеристик сети и особенностей источника высших гармоник. Основой для выбора должен быть проектный расчёт соответствующего участка сети.

Конструкция

Конструкция фильтровых реакторов схожа с конструкцией токоограничивающих реакторов, производимых ООО «КПМ». Фильтровые реакторы имеют характеристики, адаптированные к особенностям их использования — усиленную изоляцию.

Важнейшими особенностями конструкции реактора ООО «КПМ» являются:

  • Реактор представляет собой монолитную конструкцию, основу которой и главный несущий элемент представляет собой сама обмотка реактора. Обмотка не нуждается в опорном каркасе или других элементах для дополнительной прочности.
  • Все металлические части реактора находятся под тем же напряжением, что и его обмотка. Отсутствие существенных разностей потенциалов внутри конструкции реактора минимизирует вероятность внутренних повреждений реактора. Таких как пробой между слоями, пробой между крестовиной и обмоткой и др.
  • Вспомогательные элементы реактора (рейки, бандажи) выполнены из полностью немагнитных материалов, не обладающих электрической проводимостью. Что полностью исключает их взаимодействие с магнитным полем реактора. Поскольку элементы являются вспомогательными, их прочность многократно превышает нагрузки на них, возникающие в процессе эксплуатации.
  • В конструкции реактора полностью отсутствуют разборные механические соединения (такие как винт-гайка и др.). Что обеспечивает высочайшую прочность, долговечность и надёжность конструкции в целом; исключает необходимость технического обслуживания механических соединений в процессе эксплуатации.
  • Все электрические соединения выполняются методом пайки (сварки) что исключает их нагрев, старение контактных соединений, минимизирует потери.
  • Реактор не содержит в своей конструкции жидкостей и легковоспламеняющихся материалов, не может быть источником пожара, взрывобезопасен. Конструкция реактора рассчитана на длительный срок службы без обслуживания.
  • Наличие сквозных вертикальных и горизонтальных каналов между обмотками обеспечивает надёжное естественное охлаждение реактора.